Евреи в ЮАР: между молотом и наковальней


Изображение Sarah Richter с сайта Pixabay

Чудом избежавшие Холокоста евреи не стали желанными гостями и в Южной Африке. Историк Милтон Шайн рассказал о трудном пути евреев к мысу Доброй Надежды.

"Мой опыт говорит, что евреи были решительнее других белых настроены против апартеида и вообще политически намного активнее — возможно, потому что они в прошлом сами были жертвами дискриминации", — так Нельсон Мандела однажды сказал о роли евреев в борьбе против апартеида. Милтон Шайн, профессор истории и директор Центра по изучению и исследованиям в области иудаики имени Исаака и Джесси Каплан при Кейптаунском университете, рассказывает о том, как евреев, чудом избежавшим Холокоста, встретили в Южной Африке:


"Ситуация в середине 30-х годов была очень напряженной. Пароход "Штутгарт" - последнее судно из Германии с еврейскими иммигрантами - пришел в Южную Африку в октябре 1936 года и был встречен массовыми протестами. Среди протестующих было немало представителей интеллектуальной элиты, в том числе и Хендрик Фервурд, архитектор апартеида, ставший впоследствии премьер-министром страны.

Холодный прием


Не остались в стороне и местные правые радикалы, движение которых зародилось за несколько лет до прихода "Штутгарта", — так называемые серо- и чернорубашечники, подражавшие немецким нацистам и итальянским фашистам.

Они были решительно настроены против появления в стране евреев и поддерживали меры, ограничивающие их присутствие и помощь им. Конечно, их было меньшинство, однако, они были влиятельной и постоянно растущей политической силой в стране.


Мейнстрим представлял собой Даниэль Малан, ставший в 1948 году первым премьер-министром эпохи апартеида. Он утверждал, что если евреи в большом количестве соберутся в одной стране, то это создаст почву для конфликтов, и ограничение численности - в интересах самой еврейской общины.


Около 3500 немецких евреев успели приехать в страну, когда в начале 1937 года, несмотря на возмущение оппозиции, был принят так называемый Aliens Act, который фактически закрыл двери для евреев из Германии.


Из жертв - в привилегированную касту


В связи с этим следует рассмотреть вопрос политической активности в системе апартеида. Немецко-еврейские иммигранты, жертвы классического расизма и антисемитизма, оказались в стране с колониальным, расово разделенным и эксплуататорским обществом. Евреи, которые в Европе только что играли роль жертв, были внезапно "облагодетельствованы" этой несправедливой системой, строго ориентированной по расовому признаку.

Конечно, в этом скрывалось громадное противоречие, однако, многие участники тех событий были слишком молоды и не понимали различия между местными и европейскими политическими структурами. Так что большая часть еврейской общины жила в равных условиях с белыми англоязычными жителями страны. И все же нет никаких сомнений в том, что в рядах борцов с апартеидом было непропорционально много евреев.


Гибель еврейской Литвы


Однако давайте вернемся чуть-чуть назад, чтобы понять, что именно волновало людей в то время - например, гибель литовского еврейского населения, на 90 процентов уничтоженного во время Второй мировой войны. Еврейская община Южной Африки фактически восходит своими корнями к Литве, так что эта связь была очень сильна. Но открыто протестовать против внутренней политики страны, которая их приютила, против апартеида еврейские беженцы не стали бы.


Однако давление все нарастало, новое поколение молодых, хорошо образованных евреев требовало реальных действий: они слышали о молчаливых соучастниках Холокоста и не хотели являться таковыми в Южной Африке.


Результаты впечатляют


Существовали и люди крайне левой политической ориентации, аутсайдеры в еврейской общине, которые с первого дня вышли на открытый бой с апартеидом: Рут Фёрст, Джо Слово, Ронни Касрилс, многие другие... Из 15 обвиняемых в процессе, в ходе которого отправили за решетку Нельсона Манделу, пятеро были евреями.


Резюмируя, можно сказать, что результаты еврейской борьбы с апартеидом были впечатляющими, куда более впечатляющими по сравнению с другими меньшинствами. И, тем не менее, молодое поколение евреев продолжает задавать критические вопросы о прошлом".


Авторы: Лудгер Шадомски, Дмитрий Вачедин

Материал впервые был опубликован на сайте DW

Просмотров: 10Комментариев: 0