Президент ФЕОР накануне Йом Кипур направил письмо в еврейские общины России


Йом Кипур – День искупления – является важнейшим еврейским праздником. Согласно еврейскому календарю он празднуется 10 Тишрея, что в этом году соответствует временному промежутку с захода солнца 15 сентября и до выхода вечерних звезд 16 сентября. Чуть более 25 часов действуют законы шабата, и также иудеи соблюдают строгий пост, исключающий употребление пищи и воды, воздерживаются от мытья, интимной близости, умащения тела и ношения кожаной обуви. В отличие от других постов Йом Кипур соблюдают беременные и кормящие женщины, здоровью которых не угрожает опасность. В случае угрозы жизни человек освобождается от поста, так люди больные коронавирусом должны проконсультироваться с раввином касательно порядка соблюдения поста.


В случае, если человек освобожден от поста, если ему позволяет состояние здоровья, то он так же, как и все постящиеся, проводит день в молитве и раскаянии.


Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил письмо-поздравление в еврейские общины России. В своем послании раввин подчеркнул важность индивидуальной духовной работы, основанной на вере в милосердие Творца. Он подчеркнул, что, согласно замыслу Всевышнего, человек обладает колоссальным нравственным потенциалом, способным противостоять любым переменчивым обстоятельствам. Он также подчеркнул, что в Йом Кипур мы не выступаем обвинителями по отношению к другим людям, но напротив, сосредоточившись на личном раскаянии, призваны еще больше стремиться к миру и единству в обществе.


«От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с наступающим праздником Йом Кипур – важнейшим днём еврейского года – и желаю всем хорошей записи и крепкой печати в Книге Жизни!

Йом Кипур – это день искупления и прощения. Уже в самом названии праздника заложен его основной смысл – очищение всего еврейского народа, уникальная возможность обнулить счётчик прегрешений и запустить новый отсчёт добрых дел. Мы знаем, что в этот день мы должны искренно раскаяться в своих грехах. Но так ли легко вызвать это чувство в наших сердцах?

Конечно, мы осознаём, что не являемся праведниками и во многом далеки от идеала, но в тоже время мы также не видим себя злодеями или закоренелыми грешниками, ведь большинство своих прегрешений мы скорее склонны считать ошибками, нежели злонамеренными поступками.

Согласно Рамбаму, человек также ответственен и за грехи, совершённые по принуждению. Принуждение же необязательно должно быть в экстремальном, радикальном ключе – принуждение может быть вызвано и обстоятельствами, в которых мы оказываемся. И тогда, совершенно справедливо, мы склонны винить больше обстоятельства, будто бы лишающие нас права выбора, чем самих себя. Но если быть полностью честным с самим собой и с Б-гом, как сказано: «обманщик не предстанет предо мною», обладаем ли мы потенциалом и душевными силами противостоять обстоятельствам, сохраняя свою целостность и праведность? Разумеется, да.

Важнейшая деталь Йом Кипура в том, что это день всеобщего, а не индивидуального, искупления. Если приходят две стороны в суд, чаще всего одна из двух сторон будет признана виновной, а вторая оправдана. Оправдывая себя и обвиняя обстоятельства, мы обычно их персонифицируем и, таким образом, могло бы случиться так, что какая-то часть еврейского народа, не дай Б-г, должна быть виновной в страданиях других. Сломило бы это наше единство и рассредоточило бы нас? Безусловно, да.

Существует закон: если один из ответчиков бессметно богат, а второй крайне беден, то они должны предстать перед судом в одинаковых одеждах, чтобы жалость к бедняку или заискивание перед богатым не помешало принять справедливое решение. Согласно распространённому обычаю, на молитву Йом Кипур надевают китель – простой белый халат без украшений. Таким образом, мы все предстаём на равных перед Всевышним, сосредоточившись не на нашем статусе в обществе, но на нашем духовном положении и на объединяющих нас духовных задачах.

В течение всего года мы хотим честности по отношению к себе; полагаясь на объективность предъявляемой по отношению к другим правды, мы не задумываемся, что она в высшей степени субъективна. Пишут комментаторы: «Если судить справедливо, то подобало бы не принимать раскаяния человека». На что же мы тогда рассчитываем в Йом Кипур? Толька на милосердие Творца, стирающего все несовершенства и способного увидеть в нас только Его добрый замысел.

Наказания за нарушение законов о почитании родителей одни из самых суровых, строгость их объясняется прямой параллелью с отношением к Всевышнему и подчинению Его воле. Но в отличие от других обязательств, даже менее строгих, в данном случае «Отец имеет право прощать» и, таким образом, освобождать сына или дочь от наказания за нарушения.

После суда в Рош а-Шана, когда вынесен неоспоримо истинный приговор, мы осознаём, что кредит доверия Всевышнего не может быть возмещён, и только по своей милости любящий Отец способен изменить своё решение.

Уже на исходе праздника, в завершающей молитве «Неила», после трубления в Шофар, мы произносим: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израиля их Небесным Отцом». В Йом Кипур, признавая власть Всевышнего над всем мирозданием, понимая необратимость Его суда, мы все же ожидаем от Него всеобъемлющего прощения, как от любящего нас безмерной любовью Отца.

Желаю всем нам, чтобы Всевышний услышал молитвы каждого, ниспослал силы и возможности быть праведным человеком, укрепиться в своих добрых делах и жить в мире и согласии с ближними. Гмар Хатима това!»

Просмотров: 36Комментариев: 0